Translate to:

If God sends me readers, the, may be, for them to be curious, how I decided to write the history of the village Gorukhino. For I must enter into some preliminary details.
I was born of honest and noble parents in the village Gorukhino 1801 april 1 number and received his early education from our sexton. This we esteemed husband I owe subsequently developed in me a taste for reading, and in general to employment literary. my progress although they were slow, but trustworthy, For the tenth year of age, I knew almost everything, it still remains in my memory, by nature weak and that because of the equally poor health did not allow me to unnecessarily burden.
Rank writer has always seemed to me the most eligible. my parents, respectable people, but simple and bred the old-fashioned, nothing is ever used to read, and around the house, except for ABC, bought for me, calendars and Newest pismovnika, No book was. pismovnika Reading has long been my favorite exercise. I knew it by heart and, despite, each day it is in New unnoticed beauty. After General Plemyannikova, whose father was once an adjutant, Mounds seemed to me the greatest man. I asked about it at all, and, Unfortunately, nobody could satisfy my curiosity, No one knew him personally, all my questions were answered only, that the mounds composed Newest pismovnik *, that I did know before. The darkness of the unknown around him like some ancient demigod; sometimes I even doubted the truth of his existence. His name seemed to me false and tradition of it desolate mifoyu, It is expected the new research Niebuhr. However, he still pursued my imagination, I tried to give some way to this mysterious person, and finally I decided, that he should be like assessors Zemsky Koryuchkina, a little old man with a red nose and sparkling eyes.
AT 1812 year took me to Moscow and gave the guesthouse Karl Ivanovich Meyer - where I stayed less than three months, since we disbanded before the entry of the enemy - I returned to the village. By exile dvuhnadesyati languages ​​would take me back to Moscow to see, if Karl Ivanovich returned to its original or ashes, otherwise, send me to another school, but I begged my mother to leave me in the village, because my health does not allow me to get out of bed 7 hours, It opened as usual in all boarding. Thus I reached the age of sixteen, staying at initial my education and playing rounders with my amusing, only science, means I acquired sufficient knowledge during my stay at the guest house.
At that time I was determined cadet in ** infantry regiment, in any way and was to last 18** of the year. My stay in the regiment left me little good impressions, except for production in the officers and win 245 rubles, while, both in my pocket all remain Ruble 6 hryvnia. Death dearest my parents forced me to resign and come to my fiefdom.
And this era of my life is so important for me, I intend for it to spread, advance asking pardon of the indulgent reader, if evil indulgent eating his attention.
The day was overcast and autumn. Upon arrival at the station, which it should have been on my way to turn Goriukhino, I hired a voluntary and drove the back roads. Although I am by nature a quiet disposition, but impatient to see again the places, where I spent the best years, so much over me, I'm constantly urging my coachman, then promising him a tip, then threatening beatings, and as comfortable as I was pushing him in the back, rather than to take out and untie the purse, the, I confess, three times and hit him, that after birth with me did not happen, For class coachmen, I do not know why, for me especially kindly. The driver drove his three, but it seemed to me, what he, as usual Iamskoy, coaxing horses and brandishing a whip, nevertheless tightened tugs. Finally caught sight of the grove Goryuhinskuyu; and through 10 minutes, entered the manor yard. My heart was pounding - I looked around me with indescribable emotion. Eight years have I seen Gorukhino. birches, which, when I was planted near the fence, now they are grown high, branched trees. court, who had once been decorated with three correct flowerbeds, between which there was a wide road, strewn sand, is now facing was nekosheny meadow, where grazing cow. Chaise stopped at my front porch. The man was my go open the doors, but they were boarded up, although the shutters were open and the house seemed to be inhabited. Baba came out of the hut and asked human, I need someone. Learning, that his master came, She ran back into the house, and soon I was surrounded by servants. I was touched to the heart, seeing familiar and unfamiliar faces - and friendly with all of them kissing: my funny boys were already peasants, and sitting on the floor once the parcel girls married other women. men cried. The women I spoke without ceremony: "How are you grown old '- and I responded with a sense of: "How do you say, father, podurneli ». Led me to the back porch, I went to meet my nurse and embraced me, weeping and wailing, as the long-suffering Odysseus. Ran sink bath. Cook, now inactive grow a beard, I volunteered to cook dinner, or dinner - because it was getting dark already. Immediately cleared my room, in which there lived a nurse with the girls late mother, and I found myself in a humble paternal abode, and slept in the same room, which for 23 years ago I was born.
Nearly three weeks have passed for me in the troubles of every kind - I messed around with assessors, chiefs and all sorts of provincial officials. Finally I received an inheritance and was inducted into the possession of patrimony; I've calmed down, but soon the boredom of inactivity began to torment me. I was not yet familiar with a kind and venerable neighbor my **. Economic classes were completely alien to me. I nurse my conversations, produced by me in the housekeeper and the manageress, consisted of account 15 pet jokes, very interesting for me, but it is always told by the same, so that it is done for me other new pismovnikom, which I knew, on a page which will find place. This well-deserved pismovnik I was found in the storeroom, between all junk, forlorn. I brought it into the light and began it was for him, but Kurganov had lost its former charm for me, I read it again and is no longer open.
In the extreme this came to my mind, Do yourself something that is not to try to compose? Gentle reader already knows, that I was brought up on the copper money, and that I did not have occasion to acquire by itself the, that was once lost, sixteen years playing with the farm boys, and then moving from province to province, from apartment to apartment, provozhdaya time with the Yids but with sutler, Playing on the ragged billiards and marching in the mud.
In addition, the writer seemed to me to be so wise, so we nedosyahaemo neposvyaschennыm, that thought take up the pen at first scared me. I dare to hope to get there someday in the number of writers, when it is my ardent desire to meet one of them has ever been executed? But this reminds me of a case, which I intend to talk to the invariable evidence of my passion for Russian literature.
AT 1820 It was still a cadet I happened to be traveling on government business in St. Petersburg. I lived there for a week and, despite, that had not been there I have no acquaintance, spent time very fun: every day I quietly went to the theater, in the gallery of the 4th tier. All the actors knew by name and fell passionately in love in **, plays with great skill in one Sunday Amalia role in the drama "The hatred of men and remorse *". morning, returning from the General Staff, I usually came at the low candy shop for a cup of chocolate and read literary magazines. One day I was sitting in an in-depth critical article "Blagonamerennyi"; one in pea overcoats came up to me and out of my book quietly pulled a piece of "the Hamburg newspaper *". I was so busy, is not raised and eyes. A stranger asked for a steak and sat down in front of me; I read everything, not paying attention to him; Meanwhile, he had breakfast, angrily rebuked the boy's fault, I drank half a bottle of wine and left. Two young men then had breakfast. "Do you know, who was that? - said one to another: - This is B., writer*". - "writer", - I exclaimed involuntarily, - and, nedochitannym left the magazine and cup of unfinished, and ran to pay, not putting dozhdavshisya, I ran outside. Looking in all directions, I saw from a distance the pea coat, and set off after her along Nevsky Prospekt just not running. After a few steps, I feel suddenly, that stop me, - look, Guards officer noticed me, that de I should not push him off the sidewalk, but rather to stop and stretch. After this reprimand I have become more cautious; unfortunately for my every moment I met officers, I constantly stayed, writer and everything went away from me forward. My-old soldier's cloak had not been so painful to me, epaulettes-old did not seem to me to be enviable. Finally, at the very Anichkina bridge I caught pea overcoat. "Let me ask, - I said, bailiffs hand to his forehead, - you g. B., whose excellent articles I had read in happiness "Sorevnovatele education?"" - "Not at all, - he replied, - I'm not a writer, and stryapchiy, but ** I am very familiar; quarter of an hour ago, I met him at the Police Bridge ". - So my respect for Russian literature cost me 30 kopecks lost deposit, reprimanded at work and a little bit not arrest - and all for nothing.
Despite the objections of my mind, bold idea to become a writer constantly crossed my mind. Finally, no longer able to resist the attraction of nature, I sewed myself a thick notebook with the intention to fill it with what else. All poetry birth (For a humble prose, I have not even thought) I have been dismantled, evaluated, I definitely decided on an epic poem, drawn from national history. Not long I searched for a hero. I chose Rurik - and set to work.
For poetry, I gained some skill, rewriting notebooks, circulated clandestinely among our officers, exactly: "Dangerous neighbors *", "The criticism of the Moscow Boulevard *", "On Presnensky ponds," etc.. п. Although my poem progressed slowly, and I threw it on the second verse. I thought, that epic kind of not my family, and I began the tragedy Rurik. The tragedy did not go. I tried to turn it into a ballad - but also the ballad somehow I was not given. Finally dawned on me inspiration, I started well and finished the inscription to the portrait of Rurik.
Despite, my inscription was not altogether unworthy of attention, especially as the first work of a young poet, However, I felt, I was not born a poet, and satisfied sim first experiment. But my attempts so creative tied me to a literary pursuits, that I could not leave the notebook and inkstand. I wanted to descend to prose. On the first case, not wanting to do a preliminary study, location plan, bonding portions, etc.. P., I set out to write some thoughts, without regard, without any order, in the form, they will be submitted to me. Unluckily, thoughts came to my mind, and for two whole days I just thought up the following remark:
Person, not obeying the laws of reason and accustomed to follow the promptings of passion, often wrong, and exposes himself to repent later.
The idea of ​​course fair, but not new. Allow mыsli, I started for the story, but, unable to locate the habit fictional incident, I chose the wonderful anecdotes, I once heard from different individuals, and I tried to embellish the truth of the liveliness of the story, and sometimes the colors of his imagination. Making these novel, gradually formed its own style and I learned to be expressed correctly, nice and free. But soon my stock was exhausted, and I began to search for the object again for my literary activities.
The idea to leave petty and doubtful jokes to the narration of the true and great events have long troubled my imagination. be sudieyu, observer and prophet ages and nations seemed to me the highest degree, available to the writer. But what kind of story I could write with my pathetic education, which we would not have warned me mnogouchenye, honest men? What kind of stories they have not exhausted? L I will write world history - but is not there already an immortal work of Abbe Milota *? Will ask whether a history of domestic? What shall I say after Tatishcheva, Boltina and Golikova? and if I delve into the annals and get to the hidden meaning of language dilapidated, when I could not learn Slavic figures? I thought about the history of a smaller volume, such as the history of the province of our city; but even then many obstacles, for me invincible! A trip to the city, visits to the governor and the bishop, request for admission to the archives and monastery storerooms, etc.. The history of the district of the city would be more convenient for me, but it was not entertaining any philosopher, nor for pragmatic and represented little food eloquence: *** It was renamed the city in 17** year, and the only remarkable event, preserved in the annals of his, I have a terrible fire, It happened ten years ago and destroyed the bazaar and government offices.

The most popular poems of Pushkin:


All poetry (content alphabetically)

Leave a Reply

Если бог пошлет мне читателей, то, может быть, для них будет любопытно узнать, каким образом решился я написать Историю села Горюхина. Для того должен я войти в некоторые предварительные подробности.
    Я родился от честных и благородных родителей в селе Горюхине 1801 года апреля 1 числа и первоначальное образование получил от нашего дьячка. Сему-то почтенному мужу обязан я впоследствии развившейся во мне охотою к чтению и вообще к занятиям литературным. Успехи мои хотя были медленны, но благонадежны, ибо на десятом году от роду я знал уже почти всё то, что поныне осталось у меня в памяти, от природы слабой и которую по причине столь же слабого здоровья не дозволяли мне излишне отягощать.
    Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным. Родители мои, люди почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда ничего не читывали, и во всем доме, кроме Азбуки, купленной для меня, календарей и Новейшего письмовника, никаких книг не находилось. Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть и, несмотря на то, каждый день находил в нем новые незамеченные красоты. После генерала Племянникова, у которого батюшка был некогда адъютантом, Курганов казался мне величайшим человеком. Я расспрашивал о нем у всех, и, к сожалению, никто не мог удовлетворить моему любопытству, никто не знал его лично, на все мои вопросы отвечали только, что Курганов сочинил Новейший письмовник*, что твердо знал я и прежде. Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полубога; иногда я даже сомневался в истине его существования. Имя его казалось мне вымышленным и предание о нем пустою мифою, ожидавшею изыскания нового Нибура. Однако же он всё преследовал мое воображение, я старался придать какой-нибудь образ сему таинственному лицу, и наконец решил, что должен он был походить на земского заседателя Корючкина, маленького старичка с красным носом и сверкающими глазами.
    В 1812 году повезли меня в Москву и отдали в пансион Карла Ивановича Мейера – где пробыл я не более трех месяцев, ибо нас распустили перед вступлением неприятеля – я возвратился в деревню. По изгнании двухнадесяти языков хотели меня снова везти в Москву посмотреть, не возвратился ли Карл Иванович на прежнее пепелище или, в противном случае, отдать меня в другое училище, но я упросил матушку оставить меня в деревне, ибо здоровье мое не позволяло мне вставать с постели в 7 часов, как обыкновенно заведено во всех пансионах. Таким образом достиг я шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание во время пребывания моего в пансионе.
    В сие время определился я юнкером в ** пехотный полк, в коем и находился до прошлого 18** года. Пребывание мое в полку оставило мне мало приятных впечатлений, кроме производства в офицеры и выигрыша 245 рублей в то время, как у меня в кармане всего оставалося рубль 6 гривен. Смерть дражайших моих родителей принудила меня подать в отставку и приехать в мою вотчину.
    Сия эпоха жизни моей столь для меня важна, что я намерен о ней распространиться, заранее прося извинения у благосклонного читателя, если во зло употреблю снисходительное его внимание.
    День был осенний и пасмурный. Прибыв на станцию, с которой должно было мне своротить на Горюхино, нанял я вольных и поехал проселочною дорогой. Хотя я нрава от природы тихого, но нетерпение вновь увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял моего ямщика, то обещая ему на водку, то угрожая побоями, и как удобнее было мне толкать его в спину, нежели вынимать и развязывать кошелек, то, признаюсь, раза три и ударил его, что отроду со мною не случалось, ибо сословие ямщиков, сам не знаю почему, для меня в особенности любезно. Ямщик погонял свою тройку, но мне казалось, что он, по обыкновению ямскому, уговаривая лошадей и размахивая кнутом, все-таки затягивал гужи. Наконец завидел Горюхинскую рощу; и через 10 минут въехал на барский двор. Сердце мое сильно билось – я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Восемь лет не видал я Горюхина. Березки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями. Двор, бывший некогда украшен тремя правильными цветниками, меж которых шла широкая дорога, усыпанная песком, теперь обращен был в некошеный луг, на котором паслась корова. Бричка моя остановилась у переднего крыльца. Человек мой пошел было отворить двери, но они были заколочены, хотя ставни были открыты и дом казался обитаемым. Баба вышла из людской избы и спросила, кого мне надобно. Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу, и вскоре дворня меня окружила. Я был тронут до глубины сердца, увидя знакомые и незнакомые лица – и дружески со всеми ими целуясь: мои потешные мальчишки были уже мужиками, а сидевшие некогда на полу для посылок девчонки замужними бабами. Мужчины плакали. Женщинам говорил я без церемонии: «Как ты постарела» – и мне отвечали с чувством: «Как вы-то, батюшка, подурнели». Повели меня на заднее крыльцо, навстречу мне вышла моя кормилица и обняла меня с плачем и рыданием, как многострадального Одиссея. Побежали топить баню. Повар, ныне в бездействии отрастивший себе бороду, вызвался приготовить мне обед, или ужин – ибо уже смеркалось. Тотчас очистили мне комнаты, в коих жила кормилица с девушками покойной матушки, и я очутился в смиренной отеческой обители и заснул в той самой комнате, в которой за 23 года тому родился.
    Около трех недель прошло для меня в хлопотах всякого роду – я возился с заседателями, предводителями и всевозможными губернскими чиновниками. Наконец принял я наследство и был введен во владение отчиной; я успокоился, но скоро скука бездействия стала меня мучить. Я не был еще знаком с добрым и почтенным соседом моим **. Занятия хозяйственные были вовсе для меня чужды. Разговоры кормилицы моей, произведенной мною в ключницы и управительницы, состояли счетом из 15 домашних анекдотов, весьма для меня любопытных, но рассказываемых ею всегда одинаково, так что она сделалась для меня другим новейшим письмовником, в котором я знал, на какой странице какую найду строчку. Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью, в жалком состоянии. Я вынес его на свет и принялся было за него, но Курганов потерял для меня прежнюю свою прелесть, я прочел его еще раз и больше уже не открывал.
    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Благосклонный читатель знает уже, что воспитан я был на медные деньги и что не имел я случая приобрести сам собою то, что было раз упущено, до шестнадцати лет играя с дворовыми мальчишками, а потом переходя из губернии в губернию, из квартиры на квартиру, провождая время с жидами да с маркитантами, играя на ободранных биллиардах и маршируя в грязи.
    К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам непосвященным, что мысль взяться за перо сначала испугала меня. Смел ли я надеяться попасть когда-нибудь в число писателей, когда уже пламенное желание мое встретиться с одним из них никогда не было исполнено? Но это напоминает мне случай, который намерен я рассказать в доказательство всегдашней страсти моей к отечественной словесности.
    В 1820 году еще юнкером случилось мне быть по казенной надобности в Петербурге. Я прожил в нем неделю и, несмотря на то, что не было там у меня ни одного знакомого человека, провел время чрезвычайно весело: каждый день тихонько ходил я в театр, в галерею 4-го яруса. Всех актеров узнал по имени и страстно влюбился в **, игравшую с большим искусством в одно воскресенье роль Амалии в драме «Ненависть к людям и раскаяние*». Утром, возвращаясь из Главного штаба, заходил я обыкновенно в низенькую конфетную лавку и за чашкой шоколаду читал литературные журналы. Однажды сидел я углубленный в критическую статью «Благонамеренного»; некто в гороховой шинели ко мне подошел и из-под моей книжки тихонько потянул листок «Гамбургской газеты*». Я так был занят, что не поднял и глаз. Незнакомый спросил себе бифштексу и сел передо мною; я всё читал, не обращая на него внимания; он между тем позавтракал, сердито побранил мальчика за неисправность, выпил полбутылки вина и вышел. Двое молодых людей тут же завтракали. «Знаешь ли, кто это был? – сказал один другому: – Это Б., сочинитель*». – «Сочинитель», – воскликнул я невольно, – и, оставя журнал недочитанным и чашку недопитою, побежал расплачиваться и, не дождавшися сдачи, выбежал на улицу. Смотря во все стороны, увидел я издали гороховую шинель и пустился за нею по Невскому проспекту только что не бегом. Сделав несколько шагов, чувствую вдруг, что меня останавливают, – оглядываюсь, гвардейский офицер заметил мне, что-де мне следовало не толкнуть его с тротуара, но скорее остановиться и вытянуться. После сего выговора я стал осторожнее; на беду мою поминутно встречались мне офицеры, я поминутно останавливался, а сочинитель всё уходил от меня вперед. Отроду моя солдатская шинель не была мне столь тягостною, отроду эполеты не казались мне столь завидными. Наконец у самого Аничкина моста догнал я гороховую шинель. «Позвольте спросить, – сказал я, приставя ко лбу руку, – вы г. Б., коего прекрасные статьи имел я счастие читать в „Соревнователе просвещения?“» – «Никак нет-с, – отвечал он мне, – я не сочинитель, а стряпчий, но ** мне очень знаком; четверть часа тому я встретил его у Полицейского мосту». – Таким образом уважение мое к русской литературе стоило мне 30 копеек потерянной сдачи, выговора по службе и чуть-чуть не ареста – а всё даром.
    Несмотря на все возражения моего рассудка, дерзкая мысль сделаться писателем поминутно приходила мне в голову. Наконец, не будучи более в состоянии противиться влечению природы, я сшил себе толстую тетрадь с твердым намерением наполнить ее чем бы то ни было. Все роды поэзии (ибо о смиренной прозе я еще и не помышлял) были мною разобраны, оценены, и я непременно решился на эпическую поэму, почерпнутую из отечественной истории. Недолго искал я себе героя. Я выбрал Рюрика – и принялся за работу.
    К стихам приобрел я некоторый навык, переписывая тетрадки, ходившие по рукам между нашими офицерами, именно: «Опасного соседа*», «Критику на Московский бульвар*», «на Пресненские пруды» и т. п. Несмотря на то поэма моя подвигалась медленно, и я бросил ее на третьем стихе. Я думал, что эпический род не мой род, и начал трагедию Рюрик. Трагедия не пошла. Я попробовал обратить ее в балладу – но и баллада как-то мне не давалась. Наконец вдохновение озарило меня, я начал и благополучно окончил надпись к портрету Рюрика.
    Несмотря на то, что надпись моя была не вовсе недостойна внимания, особенно как первое произведение молодого стихотворца, однако ж я почувствовал, что я не рожден поэтом, и довольствовался сим первым опытом. Но творческие мои попытки так привязали меня к литературным занятиям, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей. Я хотел низойти к прозе. На первый случай, не желая заняться предварительным изучением, расположением плана, скреплением частей и т. п., я вознамерился писать отдельные мысли, без связи, без всякого порядка, в том виде, как они мне станут представляться. К несчастию, мысли не приходили мне в голову, и в целые два дня надумал я только следующее замечание:
    Человек, не повинующийся законам рассудка и привыкший следовать внушениям страстей, часто заблуждается и подвергает себя позднему раскаянию.
    Мысль конечно справедливая, но уже не новая. Оставя мысли, принялся я за повести, но, не умея с непривычки расположить вымышленное происшествие, я избрал замечательные анекдоты, некогда мною слышанные от разных особ, и старался украсить истину живостию рассказа, а иногда и цветами собственного воображения. Составляя сии повести, мало-помалу образовал я свой слог и приучился выражаться правильно, приятно и свободно. Но скоро запас мой истощился, и я стал опять искать предмета для литературной моей деятельности.
    Мысль оставить мелочные и сомнительные анекдоты для повествования истинных и великих происшествий давно тревожила мое воображение. Быть судиею, наблюдателем и пророком веков и народов казалось мне высшею степенью, доступной для писателя. Но какую историю мог я написать с моей жалкой образованностию, где бы не предупредили меня многоученые, добросовестные мужи? Какой род истории не истощен уже ими? Стану ль писать историю всемирную – но разве не существует уже бессмертный труд аббата Милота*? Обращусь ли к истории отечественной? что скажу я после Татищева, Болтина и Голикова? и мне ли рыться в летописях и добираться до сокровенного смысла обветшалого языка, когда не мог я выучиться славянским цифрам? Я думал об истории меньшего объема, например об истории губернского нашего города; но и тут сколько препятствий, для меня неодолимых! Поездка в город, визиты к губернатору и к архиерею, просьба о допущении в архивы и монастырские кладовые и проч. История уездного нашего города была бы для меня удобнее, но она не была занимательна ни для философа, ни для прагматика и представляла мало пищи красноречию: *** был переименован в город в 17** году, и единственное замечательное происшествие, сохранившееся в его летописях, есть ужасный пожар, случившийся десять лет тому назад и истребивший базар и присутственные места.




Популярные стихотворения